vitalyyatsenko (vitalyyatsenko) wrote,
vitalyyatsenko
vitalyyatsenko

Category:

Узда на Яндекс



Один из популярных трюизмов гласит: "Главная хитрость Дьявола - убедить, что его не существует".
И действительно управлять из-за кулис, оставаясь в тени, гораздо эффективнее, чем с открытым забралом и полной ответственностью.

Именно так поступает компания "Яндекс", которая есть не только крупнейший российский поисковик ("Яндексом" не пользуются только две категории - младенцы и покойники), но ещё и активный игрок на информационном поле.

Причём талант управляющей "Яндексом" команды заключается в том, что заподозрить её в этом почти невозможно.
Формально "Яндекс" чист и невинен: да, на его главной странице публикуется пятёрка новостей, но это ничего не значит - так поступают очень многие.

Однако есть нюанс. Начиная с 2012 года, "Яндекс", по количеству посещений, по размеру ежедневной аудитории, обходит ведущие федеральные каналы, в том числе и такого гиганта, как "Первый".

Что это значит? Это значит, что для нескольких миллионов человек главный источник информации о событиях в стране и мире - это не пресловутая программа "Время" в 21-00, а пятёрка новостей от "Яндекса".

Иначе говоря, безымянный редактор сайта, который решает, что именно поставить в эту рубрику, выцедив из громадного новостного потока, оказывается куда влиятельнее, чем та же Екатерина Андреева.

Но раз "Яндекс" - это полноценный участник информационного процесса, причём участник из числа ведущих, на него должны налагаться все те ограничения, которые предназначены для СМИ.

В противном случае получается нестыковка: "Яндекс" влияет на аудиторию как СМИ, а отвечает за свою редакционную политику - как рядовой сайт, т.е. никак не отвечает.
Какое-то время такая ситуация могла быть терпимой: у нас, слава Богу, не Запад, гайки масс-медиа закручивают редко и неохотно.

Однако, после начала смуты на Украине, всё резко изменилось. В условиях нарастающего давления на Россию со стороны США и Евросоюза оставлять такого рода лазейки, через которые может закачиваться откровенно антигосударственный контент, просто недопустимо.

Именно поэтому в Государственной Думе созрела соответствующая инициатива. Депутат Андрей Луговой от фракции ЛДПР обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить деятельность компании "Яндекс" на соответствие закону о СМИ.

Андрей Луговой: "На страницах "Яндекса" публикуются материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ. Распространение таких материалов также является распространением массовой информации".

Спорить с депутатом сложно: достаточно зайти на главную страницу поисковика, чтобы убедиться в правоте Лугового.
И поэтому: "Компания "Яндекс", которая является крупнейшим средством массовой коммуникации и имеет огромную аудиторию, должна соблюдать правила, установленные для средств массовой информации".

Действительно, всё логично: работаешь на массовую аудиторию, оказываешь влияние на огромное количество людей, формируя их представление о событийной повестке дня, будь любезен играть по правилам.
Не хочешь этого делать - проблем нет: закрой рубрику "Пять новостей" и спи спокойно. "У нас никакой политики - мы только поисковик".

Кроме того, ещё один аспект деятельности "Яндекса", связанный с его юридической регистрацией в Нидерландах.
Андрей Луговой: "Как граждане, права которых могут быть нарушены в одной из заметок, которые распространил "Яндекс", могут подать в суд на компанию, если она зарегистрирована не в России?"

Разумеется, "Яндекс" категорически против того, чтобы получать государственную аккредитацию как СМИ. Лишняя ответственность никому не нужна.

Но будем надеяться, что Генеральная прокуратура, рассмотрев запрос Лугового, вынесет благоприятное для депутата и неблагоприятное для компании заключение.

Это будет крайне важный знак, свидетельствующий о том, что взятый государством курс на суверенизацию Рунета успешно реализуется, что нет никаких проволочек в создании по-настоящему национальной сетевой сферы.

Естественно, одним упорядочиванием "Яндекса" сыт не будешь. Помимо этого необходимо, например, активно заниматься переводом на территорию России серверов крупнейших национальных интернет-ресурсов, как о том говорил Владимир Путин, выступая на медиа-форуме ОНФ в Санкт-Петербурге.

Так или иначе, но узда на крупнейший российский поисковик должна быть наброшена. И чем быстрее - тем лучше.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ***

  • Не сказочный!

    Судья Чудовского районного суда Новгородской области Игорь Иванов оштрафовал на 30 тысяч рублей местного жителя Юрия Картыжева. Его признали…

  • Создатель Yota Phone банкрот

    Суд признал банкротом зарегистрированный на Каймановых островах офшор Yota — головную структуру производителя смартфонов Yota Devices. И тут–то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • ***

  • Не сказочный!

    Судья Чудовского районного суда Новгородской области Игорь Иванов оштрафовал на 30 тысяч рублей местного жителя Юрия Картыжева. Его признали…

  • Создатель Yota Phone банкрот

    Суд признал банкротом зарегистрированный на Каймановых островах офшор Yota — головную структуру производителя смартфонов Yota Devices. И тут–то…